• Савва (Остапенко), схиигумен

    Схиигумен Савва (Остапенко)

    Схиигумен Савва (Остапенко), в миру - Николай Михайлович Остапенко, родился 11 ноября 1898 г. в станице Новоминской Ейского отдела Кубанской области.

    • С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко.
    • Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении.
    • В тринадцать лет окончил 2-классное училище
    • В шестнадцать – досрочно мобилизован в армию, началась Вторая Отечественная война (Первая мировая).
    • С 1917 г. - участник гражданской войны (на стороне "красных").
    • После войны окончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.
    • До 1931 г. служил инженером-прорабом в Горпромстрое.
    • В 1932 – окончил Московский строительный институт и до 1945 г. работал инженером-строителем.
    • В эти годы он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Там, на Ваганьковском, у могилы блаженного Николая, будущий схиигумен Савва не только молился, но и проповедовал Слово Божие тем, кто жаждал его, кто нуждался в нем. Примерно в то же время Николай Михайлович повстречался со схимонахиней Марией. Эта старица по благословению Оптинского старца отца Нектария она была направлена в Шамординскую обитель. По воле Божией в дальнейшем она сблизилась со старицей Февронией и стала ее келейницей. Добавим, что матушка Мария имела дар прозорливости.
    • Она же привела Николая Михайловича к Афонскому старцу схиархимандриту Илариону, служившему тогда в Лианозове. Старец принял в духовные чада будущего схиигумена Савву.
    • –Отче,– просил отца Илариона Николай Михайлович,– благословите принять тайный постриг. Монастыри ведь все закрыты...
    • –Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.
    • В те времена ни о каком открытии монастырей речи не шло, но война изменила все. Принесла великие скорби и испытания, приблизила ужасный лик смерти. Через горе, потери близких люди обращались к Богу.
    • Случилось так, что незадолго до начала войны Николай Михайлович сломал ногу и поэтому работал по строительству различных сооружений в тылу всю войну. Война закончилась, открылась Троице-Сергиева Лавра и несколько духовных учебных заведений. Николаю Михайловичу было уже 48 лет. Казалось бы, что уже поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) уже прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он садится за изучение Премудрости Божией. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно Богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу, так, как понимал своей душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.
    • Курс семинарии окончил за три года, вместо положенных четырех.
    • Настоятель Богоявленского собора приглашал его служить вместе у мощей святителя Алексия. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он отказался от этого приглашения.
    • И вот наконец-то Николай Михайлович Остапенко принимается в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Пока послушником. Этот период был недолгим для будущего старца.Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу.
    • Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. Благословение на постриг в монашество совпало с днем памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Отец Савва очень любил его и втайне мечтал носить его имя. Но Господь судил иначе: при постриге ему было дано имя Саввы Сторожевского (Звенигородского), верного ученика преподобного Сергия Радонежского. Так из «победителя народов» (греч. перевод имени Николай) батюшка стал «невольником» (араб. перевод имени Савва). Встав на путь совершенного служения Богу, монах становится добровольным невольником, принимая скорби и поношения, претерпевая испытания и искушения.
    • «Ты дал обет целомудрия, чтобы приобрести господство духа над влечением плоти. Ты дал обет послушания для облегчения борьбы с самолюбием и гордостью. Ты дал обет нестяжательности, чтобы воспитать в себе полное бескорыстие и бесстрастие к земным благам... Быть истинным последователем Христа – это значит распять страсти, то есть обессилить их, подавить и совсем искоренить их, умертвить себя миру, поработить тело духу, а это совершается только помощью Божией при постоянном напряженном труде тебя самого над твоим внутренним человеком»,– писал батюшка.
    • Жизнь батюшки в Троице-Сергиевой Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, ему приходилось не только руководить строительством, но и выполнять самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дает о. Савве новое послушание – быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца. Можно только догадываться, как скорбела его душа, когда сталкивалась с обилием людских грехов.
    • В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:
    • 1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.
    • 2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.
    • 3. Быть среди священнослужителей последним, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.
    • 4. Нести крест благодушно.
    • Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в далекий и неизвестный Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
    • В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.
    • Несколько раз отец Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, то, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог».
    • «Если мы будем постоянно сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы и раскаяние, душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут лучшим даром Христу... И делать это нужно скорее, пока не поздно. Мы не знаем, как долго продлится наша жизнь. А там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут утешить нас, а будут палить огнем»,– говорил он на одной из своих проповедей. Отец Савва считал необходимым для христианина углубленное изучение своей души. Трезвение отгоняет врагов души нашей, так считали святые отцы.»
    • «Ты говоришь: «Не могу, нет сил бороться с грешным помыслом»... Но так ли, друг мой? Ведь твоя совесть говорит совсем не то: она не требует от тебя невозможного ...она говорит тебе только: «Гони прочь от себя греховное пожелание», а ведь это можно; только так уж сдружился с грехом, что тебе жаль расстаться с ним,– вот ты и говоришь: «Не могу», и сам себя обманываешь... и как же ты решаешься думать, будто ты лучше Самого Господа Бога знаешь свои силы? Един Он, Создатель наш, знает наши силы и способности и соизмеряет с ними искушения, на нас попускаемые; и наше дело – бороться с грехом, пока в нас есть дыхание жизни...» Сколько в этих наставлениях батюшки доброты и любви к нам, грешным. Сколько в его книжках терпеливых объяснений Божией Премудрости! Откроем его советы, прочитаем ежедневное правило, которое отец Савва предлагает своим духовным чадам и другим православным людям. Первое – быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей. Второе – никогда, даже шутя, никого не обманывать. Третье – быть бескорыстным даже в мелочах. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным. Во всех неприятностях судить строже самого себя и быть снисходительным к другим. Никогда ни над кем не шутить и не насмехаться. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров. Всегда стараться не быть праздным. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобою, что тяжело преодолевать себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.»
    • Умер в 1980 г. Похоронен в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

    Сочинения:

    • «Краткое описание Псково-Печерского монастыря»
    • «Плоды истинного покаяния»
    Ответить Подписаться