• Вениамин (Федченков), митрополит

    Митрополит Вениамин (Федченков), 1950-е

    Митрополит Вениамин (Федченков), в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2 [14] сентября 1880 (по другим сведениям 12 сентября) в селе Вяжли Кирсановского уезда, Тамбовская губернии в крестьянской семье. Русский.
    Отец — Афанасий Иванович Федченков (ок. 1850 — 28 октября 1918), из семьи безземельных крепостных крестьян помещиков Баратынских Смоленской губернии. В подростковом возрасте был, как хороший писец, отправлен Баратынскими в принадлежавшее им поместье в Тамбовской губернии, где в дальнейшем служил конторщиком.
    Мать — Наталия Николаевна Федченкова (Оржевская) (около 1858—1864 — 29 декабря 1928), дочь диакона.
    • Начальное образование получил в семье.
    • В земскую школу в соседнем селе был принят сразу во второй класс, закончил её в возрасте девяти лет. Так как школьники девяти лет не допускались к выпускным экзаменам, Иван Федченков ещё год занимался индивидуально с преподавателем, а также помогал обучению других школьников.
    • 1891 г. - после получения свидетельства об окончании школы поступил в уездное училище города Кирсанова.
    • Не закончив последнего года обучения, в 1893 году сдал экзамены в Тамбовское духовное училище. Окончил в 1897 г.
    • Тамбовская духовная семинария (1897—1903)
    • Санкт-Петербургская духовная академия (1903—1907).
    • 26 ноября 1907 г. пострижен в монахи с именем Вениамин в честь сщмч. диакона Вениамина Персидского. Пострижение совершил его духовник инспектор Академии архимандрит Феофан (Быстров).
    • 3 декабря 1907 г. рукоположён во иеродиаконы епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), занимавшим к тому времени должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
    • 10 декабря 1907 г. рукополжен в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён во иеромонахи митрополитом Антонием (Вадковским)
    • После окончания Академии в 1907 году со степенью магистранта, иеромонах Вениамин был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории:341, 342. Позднеебыл назначен личным секретарём архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), а также исполнял обязанности доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики.
    • В 1911 г. - назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в конце того же года — ректором Таврической духовной семинарии.
    • 26 декабря 1911 года архиепископом Сергием в Выборге возведён в сан архимандрита.
    • 26 августа 1913 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и пробыл на этом посту до 1917 г. Обязанности ректора совмещал с должностями председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета, редактора «Таврических епархильных ведомостей». Награждён орденом святой Анны II степени.
    • В 1904—1908 годах трижды встречался со святым праведным Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на литургии. Встречи с Иоанном Кронштадтским и, в первую очередь, его богослужения произвели глубочайшее впечатление на о. Вениамина. В течение всей последующей жизни митрополит Вениамин относился с большим почитанием к о. Иоанну, обращался к его наследию и посвятил ему ряд своих творений («Отец Иоанн», «Подвиг преподобничества», «Отец Иоанн Кронштадтский» и др.).
    • В академические и последующие годы до большевицкого Октябрьского переворота о. Вениамин общался с множеством православных подвижников, в том числе почитаемым валаамским старцем Никитой, старцем Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонахом Исидором (Козиным), преподобным Алексием (Соловьёвым) Зосимовским, преподобным Германом (Гомзиным) схиигуменом Зосимовским, преподобным Нектарием Оптинским и другими оптинскими старцами.
    • Находясь в Твери, архимандрит Вениамин лично наблюдал события Февральской революции.
    • Между февралём и октябрём 1917 года побывал в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, ездил для лечения в Крым.
    • Летом 1917 года на Епархиальном съезде в Твери от курии «дьячков» (церковнослужителей) был избран делегатом на Поместный собор Православной Российской Церкви 1917—1918 гг.
    • Принимал участие в Поместном соборе, являясь сторонником восстановления Патриаршества. С группой соборян из крестьян выступил против увеличения числа поводов к церковному разводу.
    • Во время Октябрьского переворота в Москве вместе с архиепископом Кириллом (Смирновым) и его келейником стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в ходе борьбы за Кремль между "красными" и верными присяге юнкерами. После занятия юнкерами Кремля, как вспоминал владыка Вениамин, с одной из кремлёвских башен (вероятно, Троицкой) был открыт пулемётный огонь по юнкерам и пленным солдатам. Было много убитых и раненых, находившиеся рядом с Троицкими воротами архимандрит Вениамин и его спутники остались живы по счастливой случайности.
    • Осенью 1917 года постановлением преподавательской корпорации Таврической духовной семинарии по благословению архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе) повторно занял пост ректора Семинарии (до 1919 года).
    • В 1918 году архимандрит Вениамин участвовал во Всеукраинском Церковном соборе в Киеве, будучи избранным от Таврической епархии по трём куриям: преподавателей духовных учебных заведений, монастырей и как назначенный заместителем епархиального архиерея на случай отсутствия последнего.
    • Несмотря на оказываемое на участников Собора националистическими кругами давление, включая угрозы физической расправы, Собор отверг идею автокефалии Православной церкви на Украине. Благодаря твёрдой позиции большинства мирян и священнослужителей, в том числе о. Вениамина, выступавшего на Соборе и принимавшего участие в разработке его постановлений, Собор утвердил каноническое единство с Патриархом Московским и всея России и автономный статус Православной церкви на Украине в составе Православной российской церкви. Принятое Всеукраинским Церковным собором «Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине» было в сентябре 1918 года одобрено с внесением ряда уточнений Всероссийским Поместным собором в Москве.
    • В воскресенье 10 (23) февраля 1919 года в Покровском соборе города Севастополя хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии.
    • Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провёл в качестве председателя 4 (17) марта 1919 года первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновлённого общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами.
    • После временного захвата власти "красными" в Крыму владыка был арестован в июне 1919 года и содержался в камере Севастопольской ЧК. Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у владыки фотография умершего от сыпного тифа русского офицера, личного друга владыки. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобождён из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни. В дальнейшем владыка неоднократно обращался к генералу Петру Врангелю с просьбами о помиловании, пока не был издан специальный указ, запрещающий подобные обращения.
    • Вскоре после освобождения Крыма от "красных" владыка по собственной инициативе объявил о присоединении к Белому движению.
    • 22 марта (ст. ст.) 1920 года, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим.
    • В конце марта — начале апреля 1920 года владыка принял предложение Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11 мая 1920 года — Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более чем за 200 лет и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство - епископом Армии и Флота.
    • "Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые, а следовательно, я, работая с белыми, не ухожу от народа." - Проповедь епископа Вениамина с крыльца Александро-Невского храма, Севастополь, 1920 год.
    • После Пасхи 29 марта (11 апреля) 1920 года первый раз выехал на фронт для более близкого знакомства с войсками. Увидев моральное состояние войск, владыка определил его как «разложение духа». В докладах Временному Высшему церковному управлению на Юго-Востоке России (ВВЦУ) и П. Н. Врангелю после возвращения в Севастополь епископ Вениамин так высказался о белых войсках: «Наша армия героична, но она некрещёная!».
    • По инициативе епископа Вениамина был подготовлен и предварительно одобрен Врангелем проект указа о запрещении матерной брани в войсках. Однако главнокомандующий так и не утвердил его из-за недовольства подобной мерой высшего офицерского состава Русской Армии.
    • Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, в том числе — на передовую, бывал под обстрелом "красных".
    • Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь». Проводил работу по оказанию помощи беженцам-священнослужителям и членам их семей. Участвовал в обсуждении готовившегося по указанию П. Н. Врангеля земельного закона, поддерживая позицию главнокомандующего по аграрному вопросу.
    • Постановлением ВВЦУ, в которое входил епископ Вениамин, от 17 июля 1920 года на всей территории, контролируемой войсками генерала Врангеля, были назначены дни покаяния — 12, 13 и 14 сентября 1920 года. В эти дни верующим предписывалось говение и исповедь, в храмах совершались литургии с литией по убиенным и в смуте погибшим, панихиды, молебны Божией Матери, молебны с покаянным каноном Спасителю, чин воздвижения Св. Креста. В церквах зачитывалось подготовленное протоиереем Сергием Булгаковым и одобренное ВВЦУ Послание к православному русскому народу с призывом к покаянию и осознанию духовной составляющей происходящих событий и явлений народной жизни: гонений на Православную церковь, отступничества и безразличия к судьбе православных святынь, убийства Николая II и его семьи, братоубийственной войны, жажды лёгкого обогащения. Подписали Послание к православному русскому народу архиепископ Димитрий (Абашидзе), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков). Протоиереем Сергием Булгаковым также было подготовлено одобренное ВВЦУ Воззвание к православным русским воинам, в Красной армии находящимся, распространявшееся различными путями, в том числе с аэропланов. В день покаяния 14 сентября по просьбе ВВЦУ и П. Н. Врангеля в Севастополь с Балкан была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. В дальнейшем икона побывала в других городах Крыма. Владыка Вениамин в собственном вагоне возил её на фронт.
    • В ноябре 1920 г. епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.
    • После прибытия беженцев в Константинополь епископу Вениамину вместе с его канцелярией (4 человека) была предоставлена небольшая комната на подворье одного из афонских монастырей.
    • Владыка вошёл в созданный генералом Врангелем «Русский Совет». Выступил одним из главных сторонников организации самостоятельной церковной жизни русских беженцев (первоначально митрополит Антоний склонялся к тому, что русские беженцы должны были перейти в юрисдикции тех поместных Церквей, на территории которых они оказались) и вошёл, наряду с митрополитом Антонием (Храповицким), митрополитом Платоном (Рождественским), архиепископом Анастасием (Грибановским) и архиепископом Феофаном (Быстровым), в Высшее русское церковное управление на Юго-Востоке России, восстановленное в Константинополе 19 ноября 1920 года на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» (в декабре преобразовано во Временное высшее церковное управление заграницей — ВРЦУЗ).
    • 29 ноября 1920 года Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (в Константинополе) поручило ему вместе с архиепископом Анастасием провести переговоры с местоблюстителем Вселенского патриаршего престола митрополитом Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе русских архиереев и беженцев на территории юрисдикции Вселенского патриархата. Грамотой от 2 декабря 1920 года № 9084 Синод Патриархии признавал за оказавшейся на её территории частью Русской церкви право ограниченного внутреннего самоуправления.
    • На одном из заседаний ВРЦУЗ, вопреки намеченному регламенту, председательствующий митрополит Антоний единолично снял с повестки дня подготовленный по поручению ВРЦУЗ митрополитом Платоном доклад об отношении к инославным христианам; епископ Вениамин заявил протест, что вызвало резкое неприятие митрополита Антония.
    • Постановлением ВРЦУ епископ Вениамин был назначен председателем комиссии по подготовке Всезарубежного церковного собора. Комиссией был подготовлен план проведения Собора и разослан в места проживания русских беженцев. Под руководством епископа Вениамина прошло собрание православного духовенства и мирян в Константинополе, на котором были выработаны предложения для предстоящего Собора. В частности, был предложен трёхступенчатый порядок принятия решений Собором (общее голосование, обсуждение средним духовенством, обсуждение архиереями) вместо предполагавшегося двухступенчатого (общее голосование, обсуждение архиереями). Владыкой были пресечены попытки политических деятелей, участвовавших в собрании, превратить его в трибуну для принятия политических резолюций.
    • На Русском всезаграничном церковном соборе, проходившем с 21 ноября по 2 декабря 1921 года (см. статью Русская православная церковь за границей) в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев), предложенный собранием мирян и духовенства в Константинополе порядок принятия решения был отклонён политиками и другими делегатами крайне правых убеждений, составлявшими большинство мирян на Соборе, при последующем согласии с ними большинства архиереев.
    • На Соборе епископ Вениамин последовательно выступал с церковных позиций, против превращения Собора в политическое мероприятие. Владыка выступил в защиту Михаила Родзянко, которого требовали удалить с Собора правые делегаты, выступил против использования панихиды по семье Николая II в политических целях. Под руководством епископа Вениамина были подготовлены приветственное обращение к Русской Армии генерала Врангеля и «Основные тезисы обличения лжеучений социализма».
    • При обсуждении послания «Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим», в котором содержался призыв к восстановлению в России монархии Романовых, епископ Вениамин выступал против послания как политического и представляющего потенциальную угрозу для Церкви в России. Монархисты Н. Е. Марков и Т. В. Локоть безрезультатно пытались привлечь епископа Вениамина на свою сторону. Он подписал — в числе 34 делегатов — заявление о невозможности принятия церковным Собором документа политического содержания.
    • Перед концом, по предложению члена Собора Н-ва, мне, как главному инициатору и организатору Собора, пропели многолетие… Но я глубоко раскаивался, что создавал его… Конечно, самая идея была совершенно правильна и необходима, но её испортили политические страсти людей. — Митрополит Вениамин (Федченков). «На рубеже двух эпох».
    • После получения в Сремских Карловцах Указа Патриарха Тихона и соединённого присутствия Священного синода и Высшего Церковного совета (№ 347 от 05 мая 1922 года) об упразднении ВРЦУ епископ Вениамин единственный из находившихся за границей и входивших в ВРЦУ архиереев принял указ к исполнению. В связи с отказом ВРЦУ и лично митр. Антония (Храповицкого) подчиниться Указу Патриарха подал митр. Антонию письменный протест. Кроме того, владыка Вениамин отказался поддержать «секретные постановления» архиереев о том, чтобы не принимать распоряжений Патриарха, если архиереям они «покажутся несвободными», а также о поддержке великого князя Николая Николаевича (в противовес генералу Врангелю).
    • После этих событий епископ Вениамин, оставаясь Епископом армии и флота, удалился в 1922 году в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы-Пятницы) близ города Шабац в Сербии. За время проживания в монастыре владыка собрал более 20 человек братии, наладил монастырскую жизнь и лично живописал серафимов на стене главного храма обители.
    • Миссионерская деятельность в Карпатской Руси[править | править вики-текст]
    • В 1923 году архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) пригласил владыку Вениамина для помощи в миссионерской деятельности и окормлении православных приходов Карпатской Руси. Владыка Вениамин ушёл с поста Епископа армии и флота и осенью 1923 года стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси.
    • Епископ Вениамин участвовал в первом съезде русской студенческой христианской молодежи в Пшерове, проходившем с 1 по 8 октября 1923 года и положившем начало Русскому студенческому христианскому движению.
    • Миссионерская деятельность владыки в Закарпатье продолжалась около восьми месяцев, за это время число приходов Константинопольской Патриархии в Карпатской Руси увеличилось там с 21 до 42. В поездках по Карпатской Руси владыка неоднократно, из-за отсутствия православных храмов, устраивал богослужения на открытом воздухе, в том числе — зимой на снегу. Проживал у местных жителей в Мукачеве. После того как у владыки закончились средства, пищу ему и хозяевам дома носила жена православного священника, служившего в одном из сёл Мукачевского округа.
    • Наблюдая положение карпатороссов, владыка написал через губернатора округа доклад, адресованный правительству Чехословакии, о дискриминации русского населения в Закарпатье. Деятельность епископа Вениамина в Карпатской Руси встречала препятствия со стороны чехословацких спецслужб, в частности, ему запрещалось посещать сёла. Кроме того, дом в Мукачеве, где он проживал, был подвергнут обыску. Несмотря на запреты и оказываемое давление, владыка продолжал миссионерскую деятельность до мая 1924 года, когда, несмотря на протесты духовенства, епископ Вениамин был выдворен из Чехословакии. Причиной послужило требование Королевства сербов, хорватов и словенцев, связанное с наличием в Закарпатье приходов Сербской православной церкви и возможностью возникновения осложнений в отношениях между Королевством сербов, хорватов и словенцев и Чехословакией.
    • После высылки из Чехословакии епископ Вениамин вернулся в Сербию и вновь поселился в монастыре Петковица. Осенью 1924 года он был назначен законоучителем и духовником в Донской кадетский корпус в городе Билеча, где пользовался большой любовью воспитанников. Несмотря на давление руководства корпуса, владыка отказался совершать церковное поминовение самоубийцы А. М. Каледина в годовщину его смерти 11 февраля 1925 года, чем спас от суицида одного из преподавателей корпуса, а может и не его одного.
    • Летом 1925 года о. Вениамин по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) приехал в Париж; исполнял обязанности инспектора в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Преподавал пастырское богословие, литургику, сектоведение, славянский язык и Священное Писание Ветхого Завета.
    • В июне — июле 1925 года посетил Великобританию в связи с празднованием 1600-летия Первого Вселенского Собора.
    • Был приглашён на Зарубежный съезд части русской эмиграции (проходил с 4 по 11 апреля 1926 года в Париже), но отказался от участия, считая его проведение бесполезным и надуманным.
    • В 1926 году принял решение о возвращении в Россию. С согласия митрополита Евлогия обратился в советское торгпредство в Париже с запросом. При этом на требование советской стороны осудить Белое движение владыка ответил отказом, заявив, что лишь согласен признать советскую власть. Из Москвы был получен положительный ответ и указание выдать епископу Вениамину визу для въезда в СССР. За несколько часов до намеченного оформления документов на въезд владыка Вениамин получил срочное письмо от митрополита Евлогия, в котором последний умолял его не ехать в СССР, поскольку, по мнению митрополита Евлогия, этот поступок мог иметь непредсказуемые последствия в среде белоэмигрантов. Епископ Вениамин отказался от возвращения, о чём в дальнейшем, по его словам, сожалел.
    • В конце 1926 года выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Находясь в городе Бела Црква, был назначен законоучителем Крымского кадетского корпуса, начальником Богословско-пастырских курсов и стал настоятелем в русском приходе. 21 февраля ст. ст. 1927 года рукоположил в иеромонахи будущего архиепископа Иоанна (Шаховского).
    • Летом 1927 года третий раз удалился в монастырь Петковица.
    • «Декларация» митрополита Сергия[править | править вики-текст]
    • Находясь в Петковице, епископ Вениамин получил известие о Послании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нём Патриаршего Священного Синода Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата от 29 июля 1927 года (так называемая «Декларация митрополита Сергия»). Кроме того, направленный митрополиту Евлогию указ митрополита Сергия (Страгородского) № 95 от 14 июля того же года предлагал тому и чрез его посредство всему заграничному духовенству дать подписку о политической лояльности советскому правительству. Отказавшиеся дать такую подписку подлежали увольнению из клира Московского Патриархата.
    • С целью решения для себя вопроса о присоединении или неприсоединении к «Декларации» отслужил с 15 сентября по 24 октября 1927 года сорок литургий, записав свои сомнения, размышления и выводы в дневник, известный как «Святый Сорокоуст».
    • 10 ноября 1927 года епископ Вениамин дал подписку о лояльности (наряду с митр. Евлогием, который, однако, сопроводил свою подписку существенными оговорками), направив следующее послание митрополиту Сергию: «<…> даю обещание Православной Высшей Церковной Власти, что буду пребывать в повиновении ей, принимая к руководству и исполнению все её церковные указы и распоряжения, какие во имя и для блага Святой Православной Церкви будут издаваться; и обязуюсь согласовать с ними своё поведение за-границей».
    • По его просьбе митрополит Сергий разрешил ему увольнение на покой в скит св. Саввы Сербского близ сербского монастыря Студеница.
    • В 1929 году по просьбе епископа Шабацкого Михаила (Урошевича) вернулся к настоятельству в монастыре Петковица, но осенью вновь был вызван архиепископом Евлогием, бывшим тогда в юрисдикции Московского Патриархата, в Париж для возобновления преподавательской деятельности в Свято-Сергиевском институте, вновь заняв должность инспектора и преподавателя.
    • После увольнения 10 июня 1930 года митрополитом Сергием Евлогия от управления русскими церквами в Западной Европе и поручения 24 декабря того же года временного управления церквами Московского Патриархата в Западной Европе митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому), в отличие от большинства клириков и паствы митрополита Евлогия, епископ Вениамин остался верным московскому Патриаршему Синоду (вновь оказавшись единственным русским архиереем в Западной Европе, занявшим такую позицию) и был вынужден покинуть Свято-Сергиевский институт (митрополит Евлогий в феврале 1931 года с большей частью паствы был принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (См. статью Западноевропейский Экзархат русской традиции).
    • В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов, оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода в честь трёх Вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и Тихона Задонского. На rue Pétel, 5 был арендован гараж, в его подвале устроен храм. Освящение и первое богослужение было совершено на Пасху 1931 года. Храм получил статус патриаршего подворья и стал известен как Трёхсвятительское подворье (Московского Патриархата). На верхнем этаже была устроена типография во имя отца Иоанна Кронштадтского. Клирики храма, включая епископа Вениамина, существовали исключительно на скудные пожертвования прихожан (как деньгами, так и продуктами питания).
    • В 1931—1933 годах владыка Вениамин — настоятель Трёхсвятительского подворья и викарий митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского), с 24 декабря 1930 года (временно) управляющего русскими приходами Московского Патриархата в Западной Европе.
    • Стараниями владыки к январю 1932 года удалось собрать средства на приобретение у продавца антиквариата Иверской-Парижской иконы Божией Матери (по всей вероятности — «выносной» список с Иверской иконы второй половины XVIII века[43]).
    • 19 апреля 1932 года был возведён в сан архиепископа.
    • В мае 1933 года по благословению митр. Сергия архиепископ Вениамин прибыл в Нью-Йорк для чтения лекций о православии, а также для выяснения позиции митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Митрополит Платон, формально отстранённый от управления Северо-Американскими приходами за неканоничные действия патриархом Тихоном в 1924 году, но возглавлявший фактически независимый от какой-либо юрисдикции Митрополичий округ в Северной Америке, от переговоров с архиепископом Вениамином уклонился. Определением временного патриаршего Священного Синода № 61 от 16 августа 1933 года митрополит Платон, как учинивший раскол, был запрещён в служении. 22 ноября 1933 года определением Священного Синода № 92 владыка Вениамин назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, вступило в действие также имевшее условный характер определение Священного Синода от 22 марта 1933 года № 29 «О поручении Архиепископу Вениамину управления Северо-Американской епархией».
    • Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской церкви в Северной Америке, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митрополита Платона, и подвергался публичным оскорблениям с их стороны. Воспринимаемый как «красный» архиерей, митрополит Вениамин в числе прочих своих задач в Америке считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твёрдого православия» и был весьма строг в канонических вопросах.
    • 14 июня 1938 года возведён в сан митрополита. К концу служения владыки Вениамина в Северной Америке (1947) американский Экзархат Русской православной церкви насчитывал около 50 приходов.
    • После нападения Германии на Советский Союз выступал с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР.
    • 22 июня 1941 года в храме Серафимовского подворья Русской церкви в Нью-Йорке отслужил молебен Всем святым, в земле Российской просиявшим о даровании русскому народу победы над нацистами.
    • Возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии; был активистом Международного комитета помощи России, Национального славянского конгресса.
    • Был избран Почётным председателем Русско-американского Комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США.
    • Летом 1943 года состоялась встреча митрополита Вениамина с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселёвым, по совету которого владыка написал автобиографические очерки «На рубеже двух эпох».
    • В декабре 1944 г. - получил приглашение прибыть в Москву для участия в Поместном соборе 1945 года, созываемого для избрания Патриарха Московского и всея Руси после смерти патриарха Сергия.
    • В январе 1945 года, спустя почти четверть века, владыка Вениамин прибыл на территорию России.
    • 31 января — 2 февраля 1945 года участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви в Москве, выборах и интронизации патриарха Алексия I, после чего вернулся в США. На Соборе впервые после 1920 года встретился с сестрой Надеждой Афанасьевной (умерла после 1955 года) — вдовой умершего в 1940 года настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском о. Фёдора Шебалина, с которой после эмиграции из России не только не встречался, но и не переписывался.
    • 30 июня 1945 года получил гражданство СССР.
    • 21 августа 1947 года назначен митрополитом Рижским и Латвийским.
    • 12 февраля 1948 г. окончательно вернулся на Родину и 19 февраля — в Ригу.
    • 25 февраля 1948 года совершил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова своё первое богослужение в качестве главы Рижской епархии.
    • В июле 1948 года участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
    • С 6 ноября по 15 декабря 1948 года вновь отслужил сорок литургий, записав свои мысли в дневник, ставший известным под названием «Сорокоуст на Родине».
    • 14—16 июля 1950 года возглавил юбилейные торжества, посвящённые 100-летию Рижской епархии. 16 июля выступил с докладом «Современное положение православия в Латвии».
    • За время управления Рижской кафедрой добился разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии «Вести», подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы, устроил в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом св. равноапостольного князя Владимира, где летом совершал богослужения[47].
    • В Латвии имел конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ. Пришёл к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чём заявил заместителю председателя Совета. По требованию властей был смещён с Рижской кафедры.
    • 27 марта 1951 года назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским.
    • С 8 февраля 1954 года именовался митрополитом Ростовским и Каменским. За годы пребывания на Ростовской кафедре сблизился с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким).
    • 28 ноября 1955 года назначен митрополитом Саратовским и Балашовским (с 26 декабря 1957 года — митрополит Саратовский и Вольский).
    • В Совет по делам РПЦ на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года рассматривался вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
    • 20 февраля 1958 г. - уволен на покой с благословением пребывать в Псково-Печерском монастыре.
    • С 27 февраля 1958 г. поселился в монастыре. Совершал, когда позволяло состояние здоровья, богослужения и проповедовал, писал на различные духовные темы и редактировал написанное ранее, завершил начатую в США книгу «О вере, неверии и сомнении».
    • Умер 4 октября 1961 г., похоронен в пещерах обители.
    Государственные награды:
    • орден святой Анны II степени
    Ответить Подписаться